surgut757 (greenpatriot) wrote in shtorm334,
surgut757
greenpatriot
shtorm334

Прошлый (накопленный) экологический ущерб: проблемы и решения (ч.2)

Продолжение. Начало статьи тут.

В законопроекте уделяется значительное внимание описанию механизмов, с помощью которых организуется возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Прежде всего, устанавливается, что «юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов … обязаны возместить его в полном объеме». Устанавливается также, что «возмещение вреда окружающей среде осуществляется в натуральной форме посредством проведения работ по рекультивации земель и земельных участков, работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды…».

[Spoiler (click to open)]

Наряду с возмещением вреда в натуральной форме возможно его возмещение и в стоимостной форме, причем он «исчисляется по таксам и методикам исчисления вреда окружающей среде в стоимостной форме», которые утверждаются как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

«В случае отказа причинителя вреда от возмещения вреда окружающей среде добровольно в натуральной форме или в стоимостном выражении, возмещение вреда окружающей среде в стоимостном выражении осуществляется по решению суда».

Возможность получения более или менее надежных оценок вреда окружающей среде в стоимостной форме (экологического ущерба) с помощью такс и методик вызывает большие сомнения, поскольку эти инструменты разработаны достаточно плохо. Тем более что предстоит иметь комплекс расчетных инструментов не только для страны в целом, но и для всех (или большинства) субъектов Российской Федерации. Уже сейчас можно прогнозировать возникновение будущих конфликтов между контролирующими органами и причинителями вреда относительно результатов оценки.

С точки зрения имущественного статуса (правового статуса) объектов накопленного вреда окружающей среде в законопроекте фигурируют две их категории. Первая категория охватывает объекты, которые имеют собственника – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя. Вторая категория охватывает объекты, собственником которых, в общем, является государство на уровне субъекта Российской Федерации, города, городского округа или муниципального образования.

Проблема организации ликвидации накопленного вреда в первом случае выглядит относительно просто. В этом случае есть субъект права, к которому можно предъявить претензии. Можно проконтролировать все его действия по подготовке и реализации проекта проведения работ по рекультивации земель и земельных участков и работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В случае отказа собственника ликвидировать накопленный вред есть возможность воспользоваться в отношении его положениями Кодекса об административных правонарушениях или наложить арест на его счета.

Проблема ликвидация объектов, которые входят во вторую категорию, представляется более сложной. В соответствии с законопроектом ответственность за их ликвидацию лежит на административных образованиях, то есть должна осуществляться за счет бюджетов различных уровней. Причем это относится и к тем объектам накопленного вреда, которые возникли по вине конкретных хозяйствующих субъектов, но потом по той или иной причине оказались в собственности государства. Таким образом, законопроект автоматически в этом случае снимает вину с причинителей вреда и переносит ответственность за ликвидацию таких объектов на государство. Поскольку объектов накопленного вреда на территории России находится достаточно много, то их ликвидация потребует и значительных средств и большого времен. Трудно себе представить, каким образом административные образования будут решать эту проблему, особенно в условиях бюджетного дефицита. При этом не очень понятно, кто с них будет спрашивать за медлительность в решении проблемы или просто за ее игнорирование.

В то же время в развитых государствах Европы и Северной Америки существуют регулятивные акты, с помощью которых ответственность по ликвидации объектов НЭУ можно возложить на истинных причинителей вреда, даже если объект НЭУ несколько раз переходил из рук в руки. Было бы вполне естественным предусмотреть такую возможность и в проекте российского законодательного акта, хотя против подобной позиции наверняка будет выступать российский крупный бизнес.

В заключение попробуем оценить шансы на принятие закона Государственной Думой ФС РФ в обозримом будущем. Одна из первых версий законопроекта, разработанная в 2010–2011 гг., была отвергнута в ходе публичных консультаций. Достаточно много замечаний было получено (письмо Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. № 26542-ОФ/Д26и) на версию законопроекта 2014 года после проведения оценки регулирующего воздействия. К исправленному в соответствии с этими замечаниями законопроекту Минэкономразвития России снова высказал достаточно много претензий (письмо от 11.03.2015 г. № 5517-ЕЕ/Д26и). Резюме выглядело следующим образом: «На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Законопроект снова был скорректирован и, получив название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде», был направлен в Правительство Российской Федерации. В связи с тем, что и к последней версии законопроекта у крупного бизнеса есть претензии, можно ожидать нового витка публичных обсуждений, оценки регулирующего воздействия и очередной корректировки. Похоже, что в этом году шансы по внесению законопроекта Правительством Российской Федерации в Государственную Думу ФС РФ минимальны. Правда, изменить ситуацию может непосредственное вмешательство Председателя Правительства Российской Федерации или Президента Российской Федерации.

Источники информации

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2008 № 1996-р «Об утверждении плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 2063-р

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. № 2369-р «О плане законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 г.»

4. Приказ Росприроднадзора от 25 апреля 2012 года № 193 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба»

5. Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 2462-р «Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности»

6. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38500.html. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба»

7. http://www.ecoindustry.ru/i/ecoindustry/350/nefedev.pdf

А.А. Соловьянов,
д.х.н., профессор, заместитель директора,
ФГБУ «ВНИИ охраны окружающей среды»
(ВНИИ Экология), г. Москва


Subscribe
promo shtorm334 march 25, 12:54 4
Buy for 10 tokens
АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ СИЛИВОНЧИК - ПЕРВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОСОБОГО ЭТИКЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сегодня, на ленте своего дневника, я предлагаю всем желающим выразить своё отношение к РЕШЕНИЮ первого Уполномоченного особого этикета Российской Федерации - Анатолия Павловича Силивончика, присвоить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments