surgut757 (greenpatriot) wrote in shtorm334,
surgut757
greenpatriot
shtorm334

15/10/19 ЭКОЛОГИЯ и ПРАВО с ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЁНЫХ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА #Комитет100

Я ОЧЕНЬ РЕДКО ПУБЛИКУЮ У СЕБЯ В ЖУРНАЛЕ МАТЕРИАЛЫ ДРУГИХ АВТОРОВ, НО КОГДА ОНИ АКТУАЛЬНЫ И ГРАМОТНО ИЗЛОЖЕНЫ, С УВАЖЕНИЕМ ДЕЛАЮ ЭТО И ДАЮ АКТИВНУЮ ССЫЛКУ НА АВТОРСКИЙ МАТЕРИАЛ. ВОТ КАК СЕЙЧАС: https://k100.space/ekologiya-i-pravo/



Введение

С каждым годом экологическая ситуация ставит перед человеком множество вопросов, в том числе и правовых. С одной стороны право должно защищать человека, существующую экосистему, обеспечивать разумное природопользование и поддерживать баланс интересов человека и живого мира, с другой стороны законодательно защищать и сохранять видовое многообразие форм биологической жизни на земле.

В одних обществах это удается, в других право выступает как набор неких правил позволяющих устранять конкурентов и держать монополию на тот или иной вид деятельности.

В настоящее время, правовым статусом сейчас наделяют отдельные биологические виды и соединения, начиная от тканей-доноров, заканчивая «искусственным интеллектом». Однако, мы делаем акцент на создание человеком экологической ситуации при которой экосистема или какая либо иная форма биологического вида прекращает существовать.

Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

Если вы обратите внимание в обоих терминах системы отношений и категории зависят от восприятия человека или степени развития человеческого общества. Иными словами, что общество установило нормой в своих отношениях, то и стало правом и ограничением. Поскольку человеческое общество крайне неоднородно это и является проблемой в установлении норм в отношениях между собой и Природой в частности. Существуют разные правовые школы, системы многие из которых берут начало в религиозных институтах, что соответствующим образом отражается на национальных законодательных актах.

Международное право

Международное право в области охраны окружающей среды осуществляется по двум направлениям: 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты; 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учётом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктиду и почву.

Основная нормативная база сложилась с начала ХХ века. Первым международно-правовым актом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвящённая охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Однако, основная деятельность международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году[1], хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны ещё до этой конференции. После Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений[2].

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду.

Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своём докладе «Наше общее будущее» 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

Это незначительный перечень международно-правового сотрудничества в данной области.

Обращу внимание лишь на то, что когда возникли крупные экологические проблемы связанные как с межтерриториальным водами или смежными областями природопользования, вся нормативно правовая система оказалась не пригодной, так например годами не могут согласовать что делать с гигантскими мусорным островам в Тихом, Индийском, Атлантическом океане, или определить стандарты по использованию переработке пластиковой или иной упаковки. Про исчезновение целых биологических видов животных и птиц могу сказать, что это основная деятельность в основном общественных организаций, частных инициатив и редких государственных программ отдельных стран. В остальном это происходит чаще всего на бумаге, как констатация факта.

Результативность международного сотрудничества мы можем видеть по тому, что основные показатели загрязнения воды, атмосферы, почвы растут, а международные институты не в состоянии что либо изменить, но и ограничить основных эконарушителей.

Национальное законодательство

В России экологическая общественная тематика как самостоятельное явление в широком смысле появилась с конца 80-х годов. Основными факторами появления экологических и природоохранных движений были в первую очередь Чернобыльская катастрофа, защита озера Байкал, сибирских рек и исчезновения Аральского моря. Эти вопросы послужили консолидацией экологических настроений и формированию отдельных правовых норм в законодательстве СССР и затем в РФ.

В настоящее время основной нормативно-правовой базой регулирующей природоохранное законодательство, является, – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации..

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

В России экологическая общественная тематика как самостоятельное явление в широком смысле появилась с конца 80-х годов. Основными факторами появления экологических и природоохранных движений были в первую очередь Чернобыльская катастрофа, защита озера Байкал, сибирских рек и исчезновения Аральского моря. Эти вопросы послужили консолидацией экологических настроений и формированию отдельных правовых норм в законодательстве СССР и затем в РФ.
В настоящее время основной нормативно-правовой базой регулирующей природоохранное законодательство, является, – Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации..

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Общие законопроекты.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Блок законопроектов по экологической безопасности.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения и обеспечения безопасности в этой области.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.
Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Группа законопроектов по природным ресурсам и природопользованию.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук- ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече- бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер- риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер- риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий- ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
Федеральный закон «О территориях традиционного природо- пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений. Ряд статей подробно описывают уголовно-наказуемые составы преступлений. Например, в связи с последними событиями крайне актуальна статья экоцид (УК РФ Статья 358. Экоцид,- Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, -наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.), однако, эта норма так и осталась в теории правовой науки, хотя ее правоприменение крайне необходимо для сложившейся ситуации во многих регионах России.

Также , все реже и реже возбуждаются уголовные дела по обычным экологическим статьям,

• Статья 250. Загрязнение вод
• Статья 251. Загрязнение атмосферы
• Статья 252. Загрязнение морской среды
• Статья 254. Порча земли
• Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр
• Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
• Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
• Статья 258. Незаконная охота
• Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Чаще используют административный кодекс, где также есть большой перечень статей посвященный экологии, поскольку там в качестве санкций в основном выступают материальные наказания – штрафы, то это наиболее распространено и актуально.

Поэтому не стоит удивляться тому, что по статистике идет явное снижение экологических преступлений с 2009 по 2016 число преступлений сократилось с 46 до 23 тысяч, хотя в действительности все наоборот должно быть.

Отдельно замечу, что тема экологического рэкета эта очень распространённая возможность «отъема» денег у хозяйствующих субъектов, где под видом экологической защиты через подставную экологическую экспертизу государство и иные «экозащитники» взыскивают значительные денежные средства.

В конце хочу обратить внимание, что несмотря на критическую экологическую ситуацию законодательная база в полном объеме позволяет сохранить экологическое равновесие, и на уровне правоприменения начинаются проблемы, начиная с лесных пожаров, заканчивая с утилизацией и переработкой отходов, мы видим, что нормы не работают и вопросы природоохраны остаются ничейными.

Феньев Ф.И. юрист, экоактивист

Штатный Инвестигейтор Проекта #КонстантинСиливончикМладший, #ПутинАКСИОС!






Tags: #КонстантинСиливончикМладший, #ПутинАКСИОС
Subscribe

promo shtorm334 march 25, 2018 12:54 8
Buy for 10 tokens
АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ СИЛИВОНЧИК - ПЕРВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОСОБОГО ЭТИКЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сегодня, на ленте своего дневника, я предлагаю всем желающим выразить своё отношение к РЕШЕНИЮ первого Уполномоченного особого этикета Российской Федерации - Анатолия Павловича Силивончика, присвоить…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments